понедельник, 12 января 2015 г.

КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА НАУКОЙ?


Статистические данные показывают, что из всех рождающихся детей только 20-25% склонны заниматься умственным трудом.
Эти исследования проводились еще советскими учеными-психологами с привлечением зарубежных научных сотрудников.
Тогда, как и сейчас, ученых интересовал вопрос, почему такое огромное количество детей в школе просто не в состоянии усваивать знания. И, несмотря на современную распространенность мифов об одаренных «детях индиго», которых якобы рождается все больше, массового духовного и умственного развития почему-то не наблюдается. Так как же заинтересовать ребенка наукой?

1. Посудите сами, сколько школьников в классе учится на «хорошо» и «отлично»? Очень мало, и с каждым годом все меньше и меньше, а ведь должно быть наоборот. Такие науки как психология и педагогика вроде бы как не стоят на месте, а развиваются. Но факт остается фактом: все меньше учащихся Желает, а если быть честным, и Может учиться. Возникает вполне резонный вопрос, а науки ли это? Если физика наука, и у нее есть предмет изучения, то ее научные открытия улучшают нашу жизнь, двигают инженерно-технический прогресс.

А в педагогике все с точностью до наоборот. Защищаются педагогические диссертации, пишутся книги, проводится мониторинг всего и вся, а заинтересованность детей учебой падает, даже среди тех, кто учиться может. Учителя сетуют на государство, на родителей, на детей, но только не на самих себя. То же самое делают родители, не видя во всем происходящем с их детьми своей вины. Поэтому можно с уверенностью сказать, что якобы научные педагогические книги никак не смогут пролить свет на реальные способы заинтересовать ребенка научной и исследовательской деятельностью. И на них полагаться не стоит, а лучше присмотреться к своему ребенку и постараться выявить его предпочтения, интересы и глубинные таланты.

2. Все науки делятся на две категории – гуманитарные и естественно-научного цикла. Куда какие относятся, думаю, все знают, и пояснений не требуется. Так вот, понять физику, математику, химию и разобраться в них могут всего 1-2 % людей на всей планете. И когда ставится вопрос, как заинтересовать ребенка наукой, ответ такой – никак вы его не заинтересуете, если у него к ней нет природных склонностей и/или таланта.

Сейчас в старшей школе создаются профильные классы. Физико-математический набирается с трудом или совсем не набирается (специализированные школы не в счет). Причем, здесь нужно отметить и неправильный педагогический подход в школе, лишающий детей возможности развить абстрактное и логическое мышление. Массовое желание учителей перевести урок в электронный формат и проводить его в форме презентаций позволяет детям сразу наглядно воспринимать предмет разговора.
Однако такое действие, наряду с удобством, имеет обратный эффект – ребенок сразу видит предметы, и его мозг не нуждается в помощи воображения, что в результате замедляет процесс развития логики. К сожалению, практика показывает, что даже аналоговое мышление развито не у всех детей, и решить пример по образцу для многих сейчас трудная задача. О каких тогда аналитических способностях может идти речь?

3. С гуманитарными науками проще, но и здесь иной раз доходит до полного безумия. Смотрю по телевизору передачу о каком-то лицее (не буду говорить, о каком), где преподаватели и ученики выражают свое мнение по поводу современного состояния образования. И вот один молодой человек, учащийся этого лицея, представляет свою книгу, уж не помню, как она называется и о чем она. Но сам факт поразил меня до глубины души. Что такого может поведать человечеству ребенок, проживший на земле всего 17 лет? Из какого жизненного опыта он исходил? Чтобы написать книгу, нужен зрелый ум, нужно собрать и обработать материал. Представленная книга была не на 30 листах, а самое малое на 300, в хорошем переплете и на хорошей бумаге. Как он ее писал и с чьей помощью? Думайте сами. А ведь многие родители смотрят и восхищаются им. Надо же, такой молодой, а уже книгу написал!

4. Развивать ребенка с самого раннего возраста, бесспорно, нужно. Постоянно, постепенно, от простого к сложному, и ненавязчиво.
Как это делать, рекомендаций полно, и в интернете, и в многочисленных публикациях. Практических пособий издается тоже очень много.

Знать и помнить, однако, нужно вот что. Если ребенок любознателен и проявляет интерес ко многим вещам, это еще не гарантия того, что в будущем он заинтересуется наукой. Точно так же, как нет никакой гарантии в том, что, если ребенок умеет читать, считать, решать к началу 1-ого класса, то он будет хорошо учиться в дальнейшем. Потому что учебная программа и учебники непосильны для подавляющего большинства учащихся, я бы даже сказала, что для всех. В репетиторах сейчас нуждаются даже самые умные дети. Так называемая педагогическая наука нарушает свой главный принцип – посильности.

5. Как вы вообще будете заинтересовывать своего ребенка наукой, если речь идет об одной из фундаментальных наук? Накупив еще больше книг, пособий, компьютерных дисков? Попробуйте. Однако вряд ли это предприятие можно назвать эффективным, а главное, перспективным.

Правда, один очень верный способ все же есть. Если вы, как родители, видите, что ваш ребенок из всех школьных предметов проявляет особый интерес к какому-нибудь одному из них, найдите ему хорошего учителя. Хоть один такой на все школы города, но найдется по каждому предмету. Просто поищите.
Такие учителя, как правило, не только хорошие специалисты, отлично знающие свой предмет и умеющие его преподать другим, они и сами по себе хорошие, высоконравственные люди.
Уже простое общение с таким человеком доставит ребенку удовольствие. Очень многие сложившиеся и достигшие успеха в науке люди помнят своего учителя. Обратите внимание – не учителей, а именно учителя.

Неправда, что труд ученых не ценится, не престижен в настоящее время или малооплачиваем. Наверное, вы слышали о таком понятии как «headhunting» или «охота за головами». Умные, способные, талантливые ученые всех степеней и даже без них, нужны в любой стране, которая думает о своем будущем. А за престижными профессиями гонятся как раз те, кто этим критериям не отвечает.
http://top.thepo.st/1338140/KAK-ZAINTERESOVAT-REBENKA-NAUKOY?fb_ref=thepo.st_sync

Комментариев нет:

Отправить комментарий